Траверс "Новый год - Поднебесные зубья"

Пишу, еще не совсем остывшими от мороза пальцами, о, пока еще не ушедших вглубь мозга, воспоминаниях о встрече и проведении Нового, 2011, года.

В начале декабря я стал задумываться о том, где бы встретить новый год. Решений было много: одни едут в Казахстан в район Туюксу лазить по горам; Владигоровцы едут на Поднебесные Зубья тоже лазить по горам; третьи, алкобайкеры, едут на Зубья на приют, покататься на глыжах, а затем покататься на машине по Хакасии… Из всего этого я выбрал для себя самое верное решение: еду встречать Новый год с алкобайкерами, а затем пойду на лыжах с владигоровцами на альпиниаду.
Начал собираться 29 декабря (30 декабря был небольшой корпоратив и особо некогда бы было). Сложил снаряжение, поднял рюкзак, и понял, что оно мне не нужно, удачно выложил его обратно. Так и остались в рюкзаке спальник, теплые штаны, майка, пару носков, и полрюкзака еды.
31 января. Время 04.55 я просыпаюсь с каким-то тревожным чувством: опаздываю. По-быстрому вызвал такси, оделся, умылся, положил в рюкзак пельмени, и вышел на улицу. Такси подъехало быстро и уже в 25 минут шестого я был в переполненном вагоне (из-за одной единственной открытой двери) электрички на Междуреченск. И уже в восьмом часу, переполненная электричка до Бискамжи мчала нас в холодные места, на Поднебесные Зубья.

В Лужбе вышли без особых проблем, заметил только, что потерялся крабик-фастекс рюкзака. Груза было очень много: еда, сноуборды, лыжи… Снегоходов свободных не было, попросили знакомого, у которого был снегоход, помочь довезти все это до Кузбасского приюта. Как дошел – помню, а дальше – провал: пришел и практически сразу же уснул. Очнулся только к вечеру: надо было помогать готовить праздничный ужин – чистить овощи на салаты, окрошку, голубцы и тд тп. Кстати, к нам в приют подселили очень замечательных ребят из Новосибирска, но так как мы их уже где-то встречали, то с радостью их приняли. Когда еще не было ничего особо готово, в 11 часов вечера с экрана телевизора показался Медведев и поздравил всех с Новым годом. Его мы как-то не услышали, не до него было.

А 12 часов, как и всегда, шампанским, мы встретили новый, 2011 год.

Поиграли в игры, немного посидели и поели, и народ потихоньку стал расходиться спать. Стало скучновато. И тут приехала Юля со своим другом Алексеем на снегоходе поздравить нас с новым годом.

И они предложили съездить на Глухариный. Я не отказался, и с удовольствием пошел одеваться потеплее, пока Алексей съездит за санками для двух пассажиров. Ездить в санях на снегоходе прикольно, но сложно. Нужно постоянно себя удерживать в этих санях, и главное маневрировать так как снегоход. Проехав, где-то километр, мы зашли на первый приют, где нас встретили очень хорошо. Не помню, кто был там, но было очень весело. Дальше, я думал, мы поехали на Глухариный, но оказалось, что поехали на Снежный Барс. Один раз где-то перекопались в снегу и вытаскивали снегоход с санями.

На Барсе были ребята из Новокузнецка, играла музыка, народ танцевал, кто-то с кем-то ссорился, кто-то мирился… Надо отметить, что на мне из одежды был только горнолыжный костюм и ботинки для беговых лыж, и я даже не замерз нигде. Вернулись на Кузбасский к шести утра. И я сразу отключился. Вечером мне поступил звонок на телефон. Звонил Томилов Анатолий Григорьевич – инструктор на альпиниаде. Попросил зарегистрировать группу в количестве 11 человек у спасателей. И я, взяв 3 мандаринки, пошел искать домик МЧС. Нашел, зашел, зарегистрировал, и ушел примерно через часа 2. Со спасателями долго спорили о современном альпинизме. Решил идти не домой, а сходить к Алексею, с которым мы ночью катались. Нашел их домик, и еще у него просидел часик другой. После он меня довез на снегоходе до Кузбасского, и, заодно, забрал, забытые возле приюта, сани. Там я опять провалился в сон. Очнулся от того, что все смотрят кино «О чем говорят мужчины» и смеются. Тоже стал смотреть. В компании кино смотрится совсем по-другому. После кино все разошлись, а я стал собираться в горы. На следующий день мне уходить на альпиниаду на озеро Выпускников. Собираться особо и не надо было. Поэтому времени осталось много. И в компании с Новосибирцем Стасом мы смотрели какие-то фильмы до 4 часов. Скоро подъем.
В восемь утра меня разбудил громкий шум: народ готовил завтрак и собирался фрирайдить на ближайших склонах.
Я встал, покушал, попил чаю, оделся и в 9.20 выдвинулся к столбу-указателю для встречи с основной группой, шедшей на альпиниаду. Я морально приготовился, что идти придется весь день и оделся легко, чтобы не было жарко. Все в сборе, рядом стоит снегоход. На санях лежит общественный груз, который должен быть заброшен под метлу: некоторая еда, печка, палатка, снаряга, и т.д… Сборы организовывает клуб «Владигор», но под эгидой «Грани». Начальником назначен Аникин Александр, инструктор Томилов Анатолий Григорьевич, старшим тренером – Чащина Ольга Николаевна, а ответственным за безопасность – Кожемяко Николай Григорьевич. Планировалось сначала 25 человек, а в итоге решилось поехать только 11. Причем 4 (один из них я) человек жили на приютах, а двое где-то ходили по Зубьям с 31 числа. Снегоход был оплачен заранее, и поэтому когда народ начал отказываться, пришлось переигрывать по снаряге: вместо трех зимних палаток взяли одну, а еду взяли как на 25 человек. В принципе то, что было в снегоходе можно было донести и так на лыжах.
Со всеми, кто выехал раньше была договоренность, что все вместе встретимся возле столба, либо нас догонят. В итоге из Лужбы вышло только 6 человек. На снегоходе поехали Томилов А.Г. и я. Я даже и не думал, что на нем поеду, поэтому пришлось срочно переодеваться прямо на улице в теплую одежду, а мороз был меньше 40 градусов.

На снегоходе доехали нормально, практически хорошо, не считая перевернутых саней во время проезда через глухариный мостик и постоянного вытаскивания снегохода из сугробов. Нашли место для палатки, утоптали его и стали ставить.

Палатка поставлена, а дров еще нет, но сухое дерево уже подмечено. Примерно через час начал подъезжать первый народ. Первым приехала на снегоходе Юля, с которой мы катались в Новый год.

Затем подъехал Кожемяко Н.Г. и спросив, все-ли нормально, уехал. Ну а затем стали подходить все остальные. И началась пилка дров, готовка еды, создание некого уюта в палатке.

Затопили печь, а она не греет, думали почему, оказалось все просто: не так собрали трубу. Переделали и дело пошло. Стало заметно теплеть, а на улице темнеть. В этот день народу было всего 7 человек. Не хватает еще 4-х. Дежурство решили устроить по часу. А кто дежурит последним, тот утром варит еду. Я оказался последним. Зато успел просушить вещи. Позавтракав и кое-как собрав обледенелую за ночь палатку, оставив лишнюю часть продуктов и снаряги, пошли тропить до озера выпускников.

Погода была замечательная: светило яркое солнце, даже кое-где грело. Но один паренек Дима все-таки успел подморозить ноги. Постоянно останавливался и разувался, чтобы руками отогреть их. Предлагал ему свою обувь, но одевать ее на морозе еще хуже. Были рассмотрены варианты возврата назад в приют (я бы с удовольствием его поддержал, и ушел бы вместе с ним), но назад так никто и не ушел. Трое тропильщиков убежали вперед всех. А четверо шли сзади одной группой. На каком-то очередном обогревающем привале заметили двоих, которые бежали за нами. Быстро догнав нас, мы увидели, что это еще двое наших с Лужбы – Юра и Игорь: опытные альпинисты. Они также уверенно и быстро впоследствии нас перегнали и убежали вперед, чтобы помочь тем троим потропить. Их опоздание было объяснено тем, что на рюкзаке порвалась лямка, и пришлось срочно ее зашивать и менять. Так быстро до нас они доехали на снегоходе за 4500 р. Нас уже 9 человек. Остается еще 2 – Богдан и Миша. Они должны были прийти на Выпускников раньше и напилить немного дров для быстрого обогрева установленной палатки. Надеясь на это, побрели дальше. Тропа набирала высоту, а солнце садилось все ниже. Усталость опускалась к ногам, а в желудок необходимо было срочно что-то опустить, иначе сил не хватит. Вот уже темно. А лагеря все не видно, хотя и понятно, что он недалеко от нас. Уже в темноте начался спуск, и мы увидели свет фонарей внизу. Народ бегал, суетился. Спуск с метлы резкий, надо снимать лыжи и идти пешком. Я не хотел идти, и поэтому просто скатился на пятой точке.

Лагерь поставлен. Несколько человек пилят дрова, кто-то ставит палатку, кто-то готовит ужин. А вот Богдана и Миши не видать. Ладно, мало ли что бывает. На лице Александра (начальника сборов) какая-то тревога, он даже не улыбается. Наверное, переживает. До ручья протоптали тропу и выкопали его, неподалеку от лагеря выкопали туалет. Все вроде бы готово, чтобы лечь спать. Наша палатка – барак.

Посредине стоит печка, а по ее бокам (направо и налево) спальные места. В моей стороне спало пять человек. Пока все бегают в палатке не очень тепло, а когда приступили к дежурству стало даже жарко. По краям положили тех, у кого спальники самые теплые. И уснули сладким сном, прерываемым через некоторое время дежурством. Следующий день назначен хозднем. За этот день необходимо подготовить лагерь к тому, чтобы после восхождений было легко развести огонь, чтобы сварить еду, и растопить печь в палатке. Но так как я не собирался никуда идти, а Дима, который отморозил ноги до второй степени тоже, то необходимо было заготовить дрова большими чурками, чтобы удобнее их распиливать в лагере, а не в снегу. Пока готовился завтрак, народ уже пошел искать сушнячок, нашел его, свалил и начал пилить. Впоследствии установили – дрова не годны, так как не горят из-за того, что дерево оказалось внутри сырым. После завтрака пришли Богдан и Миша. Сказали, что вчера нас искали, но не нашли. Ночевали они в пещере. Томилов им устроил настоящий разнос, после которого они почувствовали, что не правы и начали, как говориться по-простому – прогибаться. Им надо было распилить сваленное дерево на большие чурки и принести их в лагерь. За этот день мы свалили 4 дерева, одно их которых не горело. Дров на ночь напилили побольше, чтобы тем, кто не идет на восхождения, проснуться не с самого утра, а чуть попозже.
Следующий день спортивный. Народ выходит на два маршрута на Большой Зуб: 1Б и 2Б. Двоечку идут те, у кого уже есть разряд по альпинизму. А однерку – новички: Богдан, Миша, Вова. В лагере осталось двое – я и Дима. В десять утра мы проснулись, попили чаю, и начали пилить. Пилили часов до 12, пока не услышали крик и призыв готовить чай. Кричали приехавшие кемеровчане (их уже давно знаем): Квадрат (председатель ФАКО), Леший, Сергей. Это опытные альпинисты Кузбасса. Квадрат штурмовал в 2006 году К2; Леший – участвовал в экспедициях на Победу, Хан-тенгри… Они пошли на Зубья для подготовки к Непальской экспедиции на Пумори. Им надо было на маршруте поставить палатку в каком-нибудь неудобном месте и в ней переночевать. Когда они подошли, чай закипел, и мы все начали слушать друг друга. За разговорами время летело, а пилить не хотелось. Но все-таки все себя пересилили и начали пилить и колоть. Ребята из Кемерово помогали, За что им ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Пока народ ходил по горам успели приготовить им ведро компота (ведро взял в одной из своих заначек Томилов) и вкусного супчика.
Для связи с альпинистами у нас были рации, и мы с точностью знали, когда ребята спустятся в базлаг. В два часа дня группа, которая шла 1Б уже была на вершине и дожидалась вторую группу. Спустились все практически одновременно. И начали праздничный ужин. На Богдана и Мишу благодать со стороны Томилова пока не сошла. И он еще вечером требовал от них вскипятить воду на костре (скажу, что трудности не составляло никакой: дрова были очень сухие, и ведро воды закипало на костре в течение 15 минут). За разговорами под чай, решили, что завтра опытные идут на 3А траверс ХВИ-Большой Зуб, а новички на 2А. Выход у всех ранний, подъем дежурным в 5 утра, а всем остальным – в 6 часов. Но под утро, что-то получилось не так и звезды как-то не так сложились, и дежурные, Миша и Богдан, свое дежурство проспали. В результате выход для всех был отменен, а дежурные решили, что хотят уйти обратно домой, что и сделали (кинули команду!). Сидеть в лагере никому не хотелось, и Анатолий Григорьевич придумал маршрут – 1Б на ХВИ через Средний Зуб. Вышли в 9 часов. На этот раз в лагере остался Юра и я. Юра решил остаться потому, что у него какая-то проблема с кошками, и инструктор категорически запретил идти на маршрут. Но Юра, все же наделся, что его пустят куда-нибудь еще. И пацаны (Богдан и Миша) оставили ему свои кошки. Кемеровчане тоже ушли на восхождение. Мы остались одни. Скучно не было: весь быстро пролетевший день пилили дрова. И под конец я себе сказал, что хватит, хочу завтра сходить куда-нибудь и посмотреть что-нибудь (озеро, панорамы, Большой Зуб). По темноте вернулся народ. Томилов сказал, что завтра никуда не пойдет, устал он ходить. Да и остальной, пришедший за ним народ тоже не выражал особого желания идти. Только четверо захотели: Александр, Вова, Юра, Игорь. Они и ушли в 6 утра на следующий день на прохождение маршрута 3А к.т. ХВИ-Большой Зуб. Остальные спят. В 8 утра меня будит Дима, надо подежурить возле печки часик, а то холодно станет. А мне так не хотелось дежурить. И тут на глаза попалась бутылочка разведенного спирта. И я на всю палатку говорю: «А может, бухнем?!» Из спальников послышалось резкое шуршание и голоса. Так и началось рождественское утро. Из палатки никому выходить не хотелось: надо было одевать ботинки (самое тяжелое). Так и провалялись, пока не пришли кемеровчане, которые вернулись в часа 2 дня. С ними стало веселее: они показали фото, как на стене установили палатку с помощью гамака.

Рассказали, как красиво Междуреченск светится ночью. В общем, день прошел за разговорами, готовкой еды и компота для горовосходителей и их ожиданием. В девятом часу вечера они вернулись: уставшие, голодные, вспотевшие. Но мы их встретили, припасенными специально для этого случая, ананасами. Все были довольны. Впечатления от вечернего восхождения на Большой Зуб переполняли душу и сердце. И зайдя в теплую палатку и разомлев от нахлынувшего счастья, все они уснули сладким сном, прерываемым лишь последним ночным дежурством у печки.

Вот так и закончилась спортивная часть этого мероприятия. Осталось сказать лишь о том, как мы возвращались домой. Светило яркое солнце. С метлы спускаться было одно удовольствие. Дима с обмороженными ногами убежал вперед всех до самой электрички и к вечеру был дома.

А мы никуда не торопясь попили чайку на Глухаринном приюте, и двинулись дальше в Лужбу. Пришли уже по темноте. Вот там-то, недалеко от магазина, у меня и прихватило пальцы. Заночевали в Кузбасском. А следующим днем стояли на станции и встречали всех своих друзей, которые выходили и выходили кто откуда: Плешивцев Ваня, Зенкин Леонид, Квадрат, Леший, Сергей, Женя Марьенков, Миха с Ёжиков…
Выходя с электрички в Новокузнецке, в нос сразу ударил резкий запах родного города. Дышать после 10 дней природы стало так плохо, что сразу захотелось обратно. Но каков бы ни был дом, в него стоит возвратиться, чтобы знать, что телом я здесь, а душой я там…

4 комментария

• glaVRED
ооой!!! прикольно!!! приятно посмотреть на эти лица и вспомнить — как здорово было!!! Костя!!! Молодец!!! Пасибо за отчет :)
  • Kruzak
Какая красотища находится у нас под боком…
avatar
Костян, ты хоть по возрасту доступ ограничь. А то одной своей утренней фразой очень точно характеризуешь облик нашего альпинизма :)))
  • Lugaru
Коська спасибо за отчет хорошо получилось, за опытных альпинистов отдельное спасибо)
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.