Стажеры ЦШИ: "Главное - безопасность"

В сентябре 2016 года в альплагере Актру прошла Центральная школа инструкторов. Благодаря ООО «СвязьТехнологии» и директору Алексею Ягунову, получилось отправить на обучение сразу трех человек из федерации альпинизма Кемеровской области: Анну Малькову, Александра Аникина, Александра Сероштанова. После обучения они еще не инструктора, а стажеры, о чем подтверждают выданные удостоверения. О впечатлениях и итогах Школы читайте в нашем интервью.



— Ваши впечатления от прошедшей школы? Понравилась ли вам программа курса?

Анна: В целом мне очень понравилось. Много полезной информации, что-то новое, обобщается знакомое, дополняется. В процессе учёбы были моменты, когда организм хотел отключиться, и всё делалось «на автопилоте», но на выходе получилось очень замечательно. Вероятно, именно тогда и произошла «перезагрузка».
Саша Аникин: Впечатления отличные! Программа очень понравилась. Много новых наработок в тренде мирового развития альпинизма получили. Для себя открыл даже новые вещи. Чему–то нас по-другому раньше учили. Приму к сведению, буду отрабатывать эти новые моменты. Скорее, уже начал отрабатывать)
Саша Сероштанов: Впечатления самые позитивные. Иногда было трудно из-за огромного количества информации. Очень повезло с погодой. На протяжении всего обучения стояла теплая солнечная погода, что позволило больше заниматься на рельефе.

— Как было организовано обучение? Сколько времени уделялось работе в группах, самостоятельному изучению теории и практики?

Анна: Всё, как Я люблю – много практики, достаточный объём теории. Конечно, некоторые вопросы можно освоить только практически, но и без теории никуда, особенно в сфере образования и обучения, процесс был гармоничный и уравновешенный. Самостоятельной подготовки не так много – это написание конспектов занятий, подготовка к урокам, которые мы проводили, презентация на заданную тему. К итоговой аттестации Я готовилась в дружной компании, а это уже педагогическая солидарность инструкторов по альпинизму получается!
Саша Аникин: Очень плотный график. Времени свободного вообще не было! Лекции, практика, все друг за другом, а в свободное время – готовили презентации по заданной теме, а также готовились к практическим урокам, которые мы сами проводили своим коллегам под бдительным присмотром своих тренеров. Также стоит отметить последовательность обучения – сначала с простого, потом к более сложному, много повторений, что позволило закрепить полученные знания и умения. Теперь нам навык нарабатывать )
Саша Сероштанов: Практически с самого начала всех курсантов разбили по отделениям, в состав которых мы и работали на протяжении всей школы. Рабочий день наш выглядел примерно так: 7.50 – брифинг; 8.00 – завтрак; 9.00 – занятия на рельефе, либо лекции в учебном классе; 14.00 – обед; 15.00 – занятия; 20.00 – ужин; 21.00 – лекции; 22.00 – время на отдых и самоподготовку. Был постоянный доступ к интернет для самоподготовки.

— Работа какой группы показалась наиболее плодотворной и имеющей высокий потенциал в альпинизме?

Саша Аникин: Мне наше отделение очень понравилось – сильные ребята, и атмосфера была очень замечательной ) А в целом, вся школа была на позитиве, что тоже не может не радовать!
Саша Сероштанов: Трудно сказать, все ребята очень хорошо подготовлены как физически, так и теоритически. Единственное, нам всем было трудно «выключить спортсмена» и начать действовать с позиции инструктора. Мне очень понравилась работа моего отделения! Очень грамотно и слаженно!
Анна: Вопрос немного не понятен. Если слово «группа» подразумевает определённый модуль, которых мы изучили несколько, то ничего лишнего Я не увидела. По-моему, сам процесс обучения, построенный на большом объёме практики, позволяет усвоить, как применить все полученные знания в своей будущей деятельности. Какие именно технические приёмы будут наиболее востребованы, зависит от уровня наших участников, района, маршрута, погоды и много ещё чего. Нам постарались дать наиболее полный арсенал «инструментов», а уж их применение – наше творчество. Альпинизм – это очень творческий вид деятельности!

— На школе инструкторов в Актру были ли какие-то нововведения, радикальные изменения в программе для выхода на качественно новый современный уровень? Или школа шла намеченным курсом – с централизацией обучения и входным уровнем 1 разряда?

Саша Аникин: Честно говоря, это моя первая школа, просто не с чем сравнивать. По нововведениям, как было отмечено выше, все в порядке – давали действительно очень много наиболее актуальной на сегодняшний день информации. Считаю, что в целом школа прошла на высоком уровне.
Анна: Я не знакома с программой подготовки инструкторов, по которой работали раньше. Знаю только, что в 2009 году между руководством ФАР и UIAA заключено соглашение о международной сертификации ЦШИ на соответствие требованиям UIAA Training Standards, а года два назад этот сертификат был получен. Для приёма в Школу были определённые требования к возрасту, опыту, здоровью курсантов, мы сдавали входные тесты, но выполнение первого разряда было не обязательным. В соответствии с новым Положением об инструкторах альпинизма у нас были участники со вторым разрядом, довольно много, 8 человек, Я – в их числе. Учились мы все по одной программе. Второразрядникам назначались как минимум две стажировки вне зависимости от итоговой оценки и обязательное условие для получения звания инструктора третьей категории – выполнение первого разряда.



— Если изменения были, то какого характера – организационные или содержательные?

Саша Сероштанов: Думаю, что содержательные, ведь ничего не стоит на месте, все развивается и альпинизм не исключение.
Анна: Нас учили учить работе с современным снаряжением. Все изученные технические приёмы соответствуют общепринятым в России и за границей школам. Мне рассказывали, что лет пятнадцать-двадцать назад во время обучения на инструктора в горы не ходили, были только занятия, а у нас учебно-методическое восхождение было. Хотя, это может быть, с погодой связано. Теоретические занятия проходили в учебном классе, использовался проектор, лекции сопровождались презентациями, всё наглядно. Весь материал был разделён на модули, по каждому – зачёт. Все занятия проходили в три этапа: демонстрация приёма, его отработка, а затем – обучение методике преподавания приема, что считаю очень важным. Преподавателями в школе были инструкторы, прошедшие курсы UIAA Rock Climbing Instructor.

— Что побудило вас стать инструктором по альпинизму?

Анна: Много всего. Любовь к горам, желание передавать накопленный опыт, делиться знаниями, и, возможно, педагогическое образование. Есть же такие инструкторы, которые участников на маршрут «стаскали паровозом», а ничему не научили. В результате у людей клеточки в альп.книжке заполнены, а знаний и умений на этот опыт нет… Вот и не хочется, чтоб будущим новичкам подобные «профи» попадались. Сложно сказать, что именно сыграло решающую роль, но это то, чем мне действительно хочется заниматься.
Саша Аникин: Желание делиться своим опытом, максимально в меру своих сил способствовать развитию альпинизма в Кузбассе, как говориться, «двигать тему».
Саша Сероштанов: У нас в области ощущается острый недостаток «работающих» инструкторов альпинизма, а тех, кто готов заниматься с младшим поколением и новичками вообще нет. А поскольку я сам работаю именно с этим контингентом, то и возникла потребность в обучении на инструктора.



— Какими качествами должен обладать современный инструктор альпинизма?

Саша Аникин: Во-первых, он должен в совершенстве знать, уметь и владеть всеми навыками безопасного нахождения человека в горах, иметь высокую физическую, техническую и тактическую подготовку. Также он должен обладать лидерскими способностями, вести группу за собой (стратегически), давая при этом участникам нарабатывать свой опыт. Должен решать проблемы, возникшие в коллективе, а еще лучше – предотвращать их появление. Инструктор должен четко понимать последовательность действий в случае возникновения НС и спас. работ, и возглавить спас. работы (если нет более опытного нач. спаса или более опытного инструктора соседней группы, подошедшей на помощь).
Анна: Думаю, в первую очередь работу свою любить. Если нет желания, мотивации, то никакой опыт и профессионализм не вывезет. Вообще альпинизм, как вид деятельности человека в горах, предъявляет повышенные требования ко всем его сторонам – психике, физическим кондициям, уровню тренированности, морально-волевым качествам, технической подготовленности, умению работать в команде, ориентироваться, принимать нестандартные решения, к работоспособности, стрессоустойчивости, терпению, даже чувству юмора. Инструктор всему этому должен ещё и научить, а не только на своём примере показать. Желание развиваться и учиться новому тоже немаловажно. Инструктору нужно уметь поддержать в трудной ситуации своего участника, тактично объяснить какие-то недостатки в физической или технической подготовке, подсказать что делать. Требований к личности инструктора очень много.
Саша Сероштанов: Не хочется рассказывать банальные вещи, самое главное, на мой взгляд – это то, что инструктор должен постоянно развиваться, ни в коем случае не стоять на месте, постоянно учиться.

— Какие из этих качеств вы смогли бы отнести к себе?

Анна: Если хорошо покопаться, можно все найти. Чего не хватает или маловато, развивать и воспитывать буду.



— Есть ли у вас пример инструктора, который является для вас авторитетом, у которого вам хочется и есть чему поучиться, как в человеческом, так и профессиональном плане? Если не секрет, то кто это? И почему он является для вас примером для подражания?

Анна: Какого-то одного «кумира» нет. Я встречала достаточно много инструкторов и практически у всех можно чему-то научиться. Даже те, кто непрофессионально выполняют свою работу, по-своему полезны – они вызывают желание стать инструктором, чтоб следующему поколению альпинистов учителя получше попались. Если создавать какой-то идеал инструктора по альпинизму – у меня он сборный получится: увлечённый своей работой, постоянно растущий и как спортсмен, и как инструктор (не обязательно 5-6 ходить, нужно и новые районы осваивать, маршруты изучать), творческий, человек хороший, надёжный друг, с чувством юмора. Как пример, Дмитрий Греков – очень хорошо организованы занятия и восхождения, каждый знает своё место, но тут не только опыт, авторитет большой. Светлана Смайкина – очень было интересно с ней работать, наше отделение второй разряд дохаживало, достаточно свободы для принятия самостоятельных решений, но и чёткий контроль, особенно, в плане безопасности. Суворкина Людмила Давыдовна – вообще живая легенда! Столько лет в альпинизме, до сих пор с новичками работает, своим примером молодёжь увлекает. Наши преподаватели в ЦШИ – с удовольствием бы поработала с ними на сборах, есть что ещё почерпнуть, да и немало.
Саша Аникин: У нас тренером нашего отделения на школе был Андрей Селиванов (Тюмень). Так вот, можно было четко проследить на практике его действий все те моменты, которые освещались на занятиях. Скажем так, на личном примере показывал основы взаимодействия инструктора с группой. Также у Андрея очень высокий профессиональный уровень – он и инструктор, и врач и гид, и альпинист, и скалолаз в одном лице! Очень большой опыт.
Саша Сероштанов: Для меня пример — это прежде всего мой тренер и учитель Чащина Ольга Николаевна, а также инструктор нашего учебного отделения Аккаев Азнаур Алимович, просто пример для подражания!



— Какие задачи вы ставили перед собой, отправляясь на обучение в Школу Инструкторов? Удалось ли их решить?

Анна: Главной задачей было – закончить Школу. Так что – да, цель достигнута. Другой вопрос, что эта цель лишь ступенькой оказалась, дальше двигаться надо.
Саша Аникин: В первую очередь, повышение своего профессионального уровня! Решено на 100%! Также знакомство с очень сильными ребятами из Сибири (и не только), обмен опытом. Ну и поучиться у опытных тренеров – редко удается, на самом деле.
Саша Сероштанов: Научиться и понять нюансы инструкторской деятельности, а также основы методики обучения альпинизму. Думаю, что мне это удалось в полной мере.

— Что было самым сложным на школе – режим, стажировка, работа в группе, или выпускные экзамены?

Анна: Сложно ответить. Сейчас кажется, что очень уж тяжело не было. В некоторые дни накапливалась усталость, но времени для отдыха хватало. На итоговый экзамен Я как-то правильно настроилась, и, не смотря на то, что он длился 4 часа, практически не устала, но почему-то не смогла вспомнить что такое «температурная инверсия». Моя первая стажировка на сборах КФА в Кынгарге каких-то неожиданных трудностей тоже не вызвала, хотя сказать, что всё было легко и просто нельзя. Обычные сборы – занятия, восхождения, разборы, зачёты, только уже в другом качестве. Приходилось принимать решения, брать на себя ответственность, но мне это понравилось.

— Какие требования вы предъявляете к себе как к инструктору по альпинизму?

Анна: Повышенные. Мне кажется, что многому ещё предстоит научиться, чтоб Я могла сказать – вот теперь Я настоящий инструктор.
Саша Аникин: В первую очередь, это выполнение всех требований по безопасности, плюс «чутье», что в комплексе должно вести к главной задаче – привел людей в горы, показал все красоты, все трудности – и вернул обратно живыми и невредимыми, при этом жутко довольными. Кроме того, необходимо еще самому много совершенствоваться в плане технической и тактической подготовки.
Саша Сероштанов: Доступность изложения информации и индивидуальный подход к каждому участнику.

— Какими вы хотите видеть своих учеников? Какие требования к участникам восхождений вы считаете неоспоримо важными?

Анна: Ученики пусть будут разные. Во всех смыслах – по возрасту, привычкам, подготовке, опыту. Важно, чтоб они хотели научиться безопасно ходить в горы, были постоянно включены в процесс, анализировали, осознавали, усваивали. В Кынгарге, на моей стажировке, такие встречались. Вообще нас готовили к тому, что участники будут очень разные.
Саша Аникин: Хотелось бы видеть мотивированных учеников, которым самим все это надо! Чтобы не тащить их в горы, чтобы они сами «рыли копытом землю». Которых, наоборот, попридерживать надо) И очень важный момент – готовых работать в команде. Вот это 2 главных момента – а остальное наработается.
Саша Сероштанов: Главное – дисциплина и безопасность!



— Чему вы можете и хотите научить восторженных новичков, рвущихся в горы?

Саша Аникин: В первую очередь, безопасному нахождению в горах! Также уважительному к ним отношению. Ну и, естественно, техническим приемам на скалах, снегу и льду.
Саша Сероштанов: Безопасности, прежде всего. Правильному использованию технических приемов. Тактике.
Анна: Всему, что потребуется для успешного пребывания в горах – от каких-то бытовых моментов (палатку поставить, базовый лагерь оборудовать, быт наладить), до того набора технических приёмов, которые потребуются на восхождении. Очень много надо всего знать и уметь!

— Что для вас важнее во время восхождения, что мотивирует к действию – сама вершина или путь к ней?

Саша Аникин: Да все мотивирует – и цель (вершина), и путь к ней, и Команда, с которой идешь к вершине!
Анна: Скорее сам процесс восхождения. Хотя с вершин обычно вид красивый открывается. Но выходом на вершину восхождение не заканчивается, нужно безопасно спуститься. Так что, однозначно – для меня важен путь.
Саша Сероштанов: Вершина и компот после восхождения, в лагере!

— Далеко не секрет, что любая инициатива и деятельность, в отличие от бездействия рано или поздно подвергается обсуждению. Как вы относитесь к похвале или критике в свой адрес?

Анна: Стараюсь анализировать. Конечно, очень важно, чтобы критика от знающего человека исходила, тогда её просто необходимо к сведению принять. Ну и чтоб критика была прямая, а не в виде каких-то слухов или сплетен. А похвала профессионала дорогого стоит.
Саша Аникин: Сейчас намного проще стал относиться. Раньше болезненно воспринимал критику. Но ничего, работаю над собой ))
Саша Сероштанов: Всегда приятно получать похвалу, если она заслуженна. Так же если критика конструктивная, то ее тоже нельзя оставить без внимания, критика очень важна.

— Умеете ли вы контролировать свои эмоции и чувства? Насколько крепкие у вас нервы и остальные составляющие?

Анна: Думаю, Я обладаю достаточной сдержанностью.
Саша Аникин: Да. Стараюсь все решить «мирным» путем. Но бывает, когда черту переходят, высказываю все «как есть». Нервы крепкие )
Саша Сероштанов: Я человек очень спокойный по характеру, чтобы меня вывести из себя надо постараться.



— Насколько вы уверены, что в критической ситуации сможете принять верное решение?

Саша Сероштанов: на 99%
Саша Аникин: Уверен. Конечно, в сам момент может и небольшой ступор наступить, но потом беру себя в руки.
Анна: Я считаю, что нет верного и неверного решения. Есть принятое решение и его последствия. До сих пор мне удавалось справляться с разными задачами в горах, но будут ли подобные действия столь результативны в будущем, покажет время. Хотя критичными те ситуации Я бы не назвала, но без моего вмешательства последствия могли бы быть плачевными.

— Инструктор альпинизма должен не только хорошо знать район, маршрут, быть сильным спортсменом, но и уметь грамотно организовать работу группы и руководство ею. Какой стиль руководства вы считаете наиболее подходящим для этих целей – авторитарный, демократический или либеральный? И почему?

Саша Аникин: Смешанный )) Где-то демократический, ведь в команде же работаем, пусть люди и свой опыт нарабатывают, ну а в вопросах безопасности – естественно, авторитарный, никакой демократии.
Саша Сероштанов: Зависит от ситуации. В любом случае последнее слово остается за инструктором.
Анна: В вопросах безопасности – только авторитарный! Безопасность – прежде всего, а залогом безопасности является дисциплина. Демократический тоже имеет место быть, а вот на счёт либерального – не уверена, это скорее для разрядников, которые самостоятельно ходят. Новичкам и третьеразрядникам необходимо в первую очередь дать понять, что самодеятельность без определённого опыта наверняка приведёт к печальным последствиям, а в горах нет кнопки «restart» и запасных жизней, как в компьютерной игре. Если кто-то не готов к требуемому уровню дисциплины, не может выполнять все требования безопасности вне зависимости от уровня технической или физической подготовленности, то, скорее всего, и продолжать ходить в горы не стоит.

— Как вы считаете насколько важно быть отличному инструктору отличным человеком? И что, на ваш взгляд, важнее в горах профессионализм или человечность?

Анна: Думаю, всё важно. Новички попадают в непривычную среду, как сейчас любят говорить, «выходят из зоны комфорта», им приходится действовать, зачастую решать какие-то новые задачи, что-то может не получится (например, узел завязать правильно или дюльфером с отвесной скалы спуститься). Их надо не только всему научить, но и поддержать, подсказать, успокоить в каких-то ситуациях, а тут без такта и человеческого участия не обойтись.
Саша Аникин: Мне кажется, это два понятия очень связаны. Ведь в альпинизме же не только сам факт восхождения на вершину важен, но и сам процесс! А если группе с инструктором не комфортно в плане общения, даже если он отлично подготовлен физически, технически и тактически, то какой же это профессионализм? Профессионал – тот, кто сможет нивелировать все возникающие противоречия, проблемы и руководить этим процессом в нужном русле.
Саша Сероштанов: Знаю просто отличнейших инструкторов, которые как люди мне вообще не нравятся. В горах главное профессионализм.

— Что вы хотите пожелать вашим учителям и коллегам по курсу?

Анна: Удачи в горах, безаварийной работы, здоровья, интересных маршрутов. Буду рада встрече!
Саша Аникин: Дальнейшего саморазвития! И поддерживать отношения между собой!
Саша Сероштанов: Удачно пройти стажировку и профессионального роста!



Интервью: Полина Суздальцева
Фото участников

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.